Dmitry

Шляпная история и самые странные шляпы в мире

Говорят,что однажды на мексиканскую землю спустилась богиня и подарила своему народу защиту от солнца и кокетливый аксессуар в одном лице...

Шляпа считалась самым таинственным аксессуаром, и во все времена с нею были связаны легенды и поверья. Сначала ее приобщили к делу маги и фокусники. Затем широкополая шляпа с заостренным куполом стала атрибутом ведьм, которых сжигали на кострах вместе с ни в чем не повинными головными уборами. Такие же конусообразные шляпы носили звездочеты: считалось, что шляпа - это средство "подключения к космосу"

Ну а в книге о кумире современных детишек Гарри Поттере вы встретитесь с говорящей шляпой, которая распределяет маленьких волшебников по факультетам и с точностью определяет их черты характера. Недаром когда-то считалось, что шляпа способна не только преобразить внешность своей хозяйки, но и поменять образ ее мыслей, самоощущение. И наконец, в дополнение к "мистическим" свойствам этого головного убора стоит вспомнить, как шляпа на голове пресловутого буфетчика из "Мастера и Маргариты", торгующего осетриной второй свежести, превратилась в царапающегося котенка. А "Красная шапочка" или,допустим,"Шапка-невидимка"?(,как интересно устроены сказки..)В обоих случаях,-это предмет гардероба, плюс,кроме эстетического,во втором случае,-есть и целевое,магическое назначение этого предмета…"Эх ты, шляпа!" - говорили неудачникам на Руси, а "прошляпил" - значит,упустил что-то важное. В Англии, настаивая на чем-то, обещали "съесть свою шляпу…

История шляп - в высшей степени увлекательна и даже порою, поучительна…

"Древние греки почти всегда изображаются с непокрытыми головами. Это объясняется не только мягким климатом, но и эстетическими особенностями эпохи. Античная культура стремится к открытости, в том числе и в одежде. Головной убор используется только по необходимости. Для работы в поле или в дорогу греки надевали шляпу с полями — петатос. Поэтому и бога Гермеса, посыльного богов, часто изображали в петатосе. Войлочные колпаки без полей — пилосы — носили ремесленники и моряки. Люди состоятельные носили налобные повязки и венки. Определенными растениями в венке обозначался род занятий, общественное положение. Архонт (высшая выборная должность в Афинах) носил миртовый венок. Отличившемуся воину полагался оливковый или дубовый венок. Были у древних и венки позора: на доносчиков и обманщиков надевали венки из аканта. Жрецы носили венки из растений, посвященных их божеству. Прославленного поэта увенчивали лавровым венком. Слово «лауреат» произошло от латинского laureatus — "увенчанный лаврами".В древнем Риме существовал обычай надевать пилосы на время сатурналий — празднеств в честь бога Сатурна, когда все люди становились равными. Позднее, в эпоху Римской империи, такие колпаки носили только ремесленники и крестьяне, но не рабы. Рабу дарили пилос, когда его отпускали на свободу. Одна из версий происхождения обычая снимать шляпу в знак приветствия относится к античным временам.

Период средневековья являет нам огромное разнообразие головных уборов. Универсальным головным убором можно назвать съемный капюшон с длинным хвостом — шаперон. Его носили все сословия начиная со времен Меровингов (V в.) и до XVI в. Чем знатнее был человек, тем объемнее капюшон он носил и тем длиннее делали у него кончик, именуемый шлыком.

Во время траура капюшон, не надвигая на голову, носили за плечами, а шлык обматывали вокруг шеи. Это был самый распространенный знак скорби для всех сословий на территории всей Западной Европы.В Западной Европе XIV–XV вв. вид и форма головного убора указывали на род занятий: берет носил врач, черную шапочку — богослов и ученый, по бобровой шапке узнавали нотариуса.

Женщины скрывали волосы под покрывалом или головной повязкой, охватывавшей голову и подбородок. Незамужние девушки ходили с распущенными волосами, украшенными цветами и лентами. Тождественный обычай существовал и в древней Руси, предписывая замужней женщине прикрывать волосы головным убором или платком (чтобы сила, заключенная в них, не повредила новому роду). Отсюда произошло выражение «опростоволоситься», то есть показаться перед людьми с непокрытой головой. А сорвать с замужней женщины головной убор означало нанести тяжкое оскорбление ей самой и всей ее семье. Интересно, что на Руси женщины носили «рогатые» кички, а в Западной Европе одно время были популярны чепцы с рогами. Разные по внешнему виду, и те и другие являлись, видимо, отражением древней веры в священную, охранительную силу рогов.

Со временем мужчины попытались отобрать у женщин законное право на ношение шляпы.. Наполеон ввел моду на треуголки и сделал их элементом военной формы, а Павел I и вовсе под страхом ареста запретил женщинам носить шляпы с круглыми полями - только платки и обычные шапки. Уже значительно позже ковбои надели шляпу и завернули поля, чем лишили ее женственной романтики…

В средние века шляпка была поводом для соперничества - женщины украшали свои головные уборы драгоценными камнями, страусовыми перьями, обшивали золотыми нитками, и чем больше украшений было на шляпе - тем лучше, потому что она демонстрировала состоятельность и знатность ее обладательницы. Ею гордились и восхищались, а шляпных дел мастера не успевали выполнять заказы, ведь тогда все делалось вручную…

Наталия Бучацкая

Самые странные шляпы в мире

Нажмите на рисунок, чтобы увеличить его.