Никонов Владимир

Без боли

Не чувствительные к боли дети, не испытывая никаких неприятных ощущений, выдавливают глаза из глазниц, вырывают зубы и ногти...

Людям, не чувствительным к боли, ничего не стоит сломать такие важные для жизни суставы, как коленный или локтевой, а также некоторые трубчатые кости, потому что они не понимают, какую силу нужно прикладывать при выполнении таких, казалось бы простых движений, как ходьба или вытягивание конечности.

Результаты одного клинического исследования свидетельствуют о том, что не чувствительные к боли дети, не испытывая никаких неприятных ощущений, выдавливают глаза из глазниц, вырывают зубы и ногти, а мальчики никак не реагировали на сдавливание яичек.

К наиболее изученным и драматичным примерам хронической нечувствительности к боли, который также свидетельствует о важности как болевых механизмов, так и о важности ее восприятия, относится случай, описанный в одной из публикаций.

Пациентка, юная студентка колледжа, была абсолютно нормальным во всех отношениях человеком, за исключением одного: она никогда не испытывала боли. То, что она нечувствительна к боли, обнаружилось в раннем детстве.

Она так часто прикусывала язык, что он был постоянно деформирован. Типичные детские травмы, включая бесчисленные порезы, синяки, ожоги, обморожения и нарывы (а также их вскрытие), не причиняли ей никакой боли. Кроме того, у нее никогда не болели ни голова, ни зубы, ни уши, ни живот.

К 8 годам она уже трижды побывала в больницах в связи с ортопедическими проблемами, которые продолжились и в более зрелом возрасте. К этому времени она, осознав свою необычную нечувствительность к на самом деле болезненным ранам мягких тканей, научилась принимать меры предосторожности против потенциально опасных травм, которые могли бы остаться не замеченными ею.

В возрасте 22 лет она была подвергнута серьезнейшему неврологическому обследованию, в результате которого была подтверждена ее нечувствительность ко всем опасным воздействиям. Например, продолжительное пребывание в ледяной (0 градусов, 8 мин) или в горячей (50 градусов, 5-8 мин) воде не причиняло ей никакой боли. Попытки определить ее болевой термический порог были прекращены, когда температура стимула достигла такого значения, при котором мог произойти ожог кожи, а пациентка по-прежнему не чувствовала никакой боли.

Интересно отметить, что у нее полностью отсутствовали такие физиологические реакции на боль, как учащенный пульс, повышенное артериальное давление и учащенное дыхание. Однако она, как и ожидалось, продемонстрировала эти физиологические реакции, когда ее подвергли напряженным психологическим тестам, не связанным с использованием физически опасных стимулов.

Несмотря на свою нечувствительность к боли, она реагировала на прикосновение и определяла точку его приложения, а также отличала теплые объекты от холодных, к какой бы части ее тела их ни прикладывали, даже если разница между двумя температурами была незначительной. Неврологическое обследование этой пациентки не выявило у нее никаких признаков органических изменений нервной системы.

Однако ее ортопедические проблемы, начавшиеся еще в детстве, с годами еще более обострились. К 23 годам вследствие патологических изменений в позвоночнике и тазобедренном суставе она начала хромать, вскоре за этими неприятностями последовала слабость мышц нижних конечностей. Она перенесла несколько ортопедических операций, включая декомпрессию и сращение позвоночника, но безуспешно.

Согласно Мелзаку, наступившие патологические изменения «были следствием отсутствия защиты суставов, обычно являющейся результатом болевых ощущений. Она не могла ни нормально справляться со своим весом, когда поворачивалась стоя или когда переворачивалась во сне, ни избегать определенных поз, чреватых воспалительными процессами в суставах».

Пациентка умерла в возрасте 29 лет от инфекционного поражения тазобедренного сустава. За несколько месяцев до смерти она наконец начала жаловаться на боль в области левого тазобедренного сустава. «Ее нечувствительность к боли была столь велика, что кожные и костные травмы, которых она практически не замечала, в конце концов свели ее в могилу».

По книге Х.Р. Шиффмана "Ощущение и восприятие"