Dmitry

Тайны рекламы или почему продавцу качественных товаров приходится хуже всех?

Реклама некачественных и откровенно-плохих товаров приводит к тому, что производитель хороших вынужден терпеть убытки, снижая цену, или идти на компромисс в качестве. Все знают, что реклама может врать и не хотят платить много, даже если перед действительно ними супер–крутой товар. Это правда очень печально.

Продолжаем короткие рассказы о самых необычных экономических теориях, удостоенных нобелевских премий.

Джордж Акерлоф

Джордж Акерлоф

2001 год Джордж Акерлоф «Почему продавцу качественных товаров приходится хуже всех»

Джордж Акерлоф наиболее известен работой «Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм» (1970), в которой он построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Как исходный объект анализа был выбран рынок товаров, на котором продавец знает о качестве товара больше, чем покупатель. Акерлоф иллюстрирует это рынком «лимонов» – так в разговорной речи называли старые подержанные автомобили.

Новая машина может быть хорошей, но может оказаться и «лимоном» – этого покупатель не знает. Продавец знает всё о состоянии машины. Но если автомобиль является «лимоном», он не станет об этом рассказывать, чтобы продать дороже. Покупатель это понимает и не готов платить много, так как чувствует риск. В данном случае в наиболее невыгодной ситуации оказывается владелец хорошей машины, поскольку он не может продать свою машину по истинной стоимости.

Акерлоф отмечает, что на рынке с информационной асимметрией средняя цена товара имеет тенденцию снижаться даже для товаров с идеальным качеством. В таких случаях производители качественных товаров должны посылать потребителям сигналы, служащие доказательством стабильного качества. Примеры такого сигнала — торговая марка и сертификация товара.

Кстати, Вон Зенон, например, говорил, что Ахиллес не догонит черепаху, а пущенная страла всегда в полёте недвижима. Но ведь посмотрите на него: великий философ.

Реклама некачественных и откровенно-плохих товаров приводит к тому, что производитель хороших вынужден терпеть убытки, снижая цену, или идти на компромисс в качестве. Все знают, что реклама может врать и не хотят платить много, даже если перед действительно ними супер–крутой товар.

А как вы думаете: проще и легче рекламировать товары отличного качества или некачественные? Или качественные товары вообще не нуждаются в рекламе?