Dmitry

Затемнить, чтобы лучше видеть

Умная система позволит подавить свет фар встречных автомобилей как минимум в 50 раз, а вот путь свой собственный осветит ярче прежнего.

Умная система, которую ученые из Димитровграда и Нижнего Новгорода создают при помощи Фонда содействия развитию МП НТС в рамках программы "Старт", позволит подавить свет фар встречных автомобилей как минимум в 50 раз, а вот путь свой собственный осветит ярче прежнего.

Затемнить, чтобы лучше видеть: Рис.1

Ночью яркий свет фар встречной машины на мгновение ослепляет. И это неизбежное зло: стандартную систему с ближним и дальним светом, увы, водители используют не всегда. Галантных или просто соблюдающих правила водителей, переключающих свет на ближний в заботе о встречных, становится все меньше. Всякого рода технологические изыски - вроде систем ночного видения на основе инфракрасного излучения - для рядовых автомобилей остаются непозволительной роскошью.

Вариант решения проблемы, который предложили ученые из Димитровграда, а за ее воплощение взялись специалисты из инновационно-технологического центра Нижегородского государственного университета имени Лобачевского, на первый взгляд кажется парадоксальным. Чтобы лучше видеть, они предлагают затемнить лобовое стекло! Но, конечно, не так просто и не навсегда. А на точно отмеренные мгновения.

Итак, основа системы - обычные ксеноновые фары и электронный блок, который фары эти, говоря упрощенно, включает и выключает, а также жидкокристаллический экран-затвор на лобовом стекле. Его прозрачность можно регулировать с помощью электрического сигнала. И, наконец, самое важное - электронный мозг системы, который управляет ее действиями и следит за тем, чтобы все компоненты действовали синхронно.

Работает все это так. Электронная система подает электрический импульс на фары, и те вспыхивают, освещая дорогу. Одновременно открывается оптический затвор - лобовое стекло становится прозрачным. В это мгновение водитель прекрасно видит дорогу. Но уже через долю секунды фары гаснут, а стекло темнеет более чем в 50 раз. Дело в том, что затвор содержит слой жидких кристаллов, расположенных между двумя поляроидами с параллельной ориентацией плоскостей поляризации света. Жидкие кристаллы при подаче на них электрического напряжения поворачивают на 90 градусов плоскость поляризации света, прошедшего через первый поляроид. В результате свет полностью гасится.

Частота световых импульсов такова, что человек воспринимает световой поток как непрерывный. Это похоже на мультфильм, в котором мелькающие на экране кадры-картинки создают иллюзию движения нарисованных персонажей. В результате часть времени темный экран защищает глаза водителя от света встречных фар, хотя сам водитель воспринимает дорогу как ярко освещенную.

- Принципиальные технические вопросы уже решены, - говорит Александр Половинкин, один из разработчиков системы. - Все необходимые компоненты есть в продаже. Сейчас мы оптимизируем систему, улучшаем ее эксплуатационные характеристики и придаем ей товарный вид.

Изготовленный нами демонстрационный макет полностью подтвердил наши расчеты. Так что при благоприятных условиях уже через два-три года мы сможем выпустить первые промышленные экземпляры нашей антиослепляющей системы лобового освещения.

Новости науки, www.aina.nnov.ru