Святитель Митрофан и Петр I

Ниже размещен фрагмент иконы Святителя Митрофана Воронежского. 1830-е годы. Икона хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва.

Темой одного из первых русских перевертышей стали события, происходившие при Петре I в начале XVIII века. Необузданное стремление первого императора России немедленно все переделать, навязать народу непонятные, чуждые правила жизни, отказ от традиций предков и заветов отцов, насильственный угон на государственные работы и в армию встретили неприятие и отпор в самых разных слоях общества. Икона (фото внизу), о которой идет речь, служит тому подтверждением. Судя по мастерству исполнения, она принадлежит кисти талантливого художника, не самоучки, а большого мастера иконописи. Подпись сделана не на старославянском, а на русском языке: "Изображение Перваго Епископа и Чудотворца Св. МИТРОФАНА Воронежского".

Епископ прославился тем, что посмел дважды не явиться к императору, несмотря на приказы и угрозу смертной казни за их невыполнение. В Воронеже строился флот для войны с турками за крепость Азов на Черном море. Дворец Петра, где он поселился на это время, украшали фигуры нагих античных богов, и епископ отказывался от встречи до тех пор, пока статуи не уберут.

Митрофан в молодости не был монахом и ушел в монастырь после смерти жены, в 40 лет. В письме государю он объяснял свое поведение необходимостью заботы о "младенствующем в вере православном народе". Прежде чем приобщать людей к древнегреческой культуре, их нужно хотя бы научить читать и писать. За свои убеждения Митрофан готов был пожертвовать жизнью. Пришлось Петру Великому укротить свой гнев и отдать приказ снять статуи.

Смелость отдельных личностей в общении с государем, их способность отстаивать свое мнение бескорыстно, ради блага Отечества, ценят не только потомки, но и монархи, если они умны. Митрофан был духовником Петра, пока тот жил в Воронеже, то есть священником, которому император исповедовался в своих грехах. Мы не знаем, насколько откровенен был Петр на исповедях, но, безусловно,> духовный отец слышал от него больше покаянных речей, чем кто-либо другой. Узнав о смерти Митрофана, Петр сказал: "Не осталось у меня теперь подобного святого старца!", - поехал в Воронеж и во время похорон нес гроб с его телом.

Сколько бы вы ни смотрели на строгий лик святого, вы не отыщете в нем скрытого изображения, потому что художник выражал в картине свое отношение не к святому, а к человеку, нелюбовь к которому не мог высказать открыто. Но стоит повернуть доску на 180 градусов (с иконами такое проделывали крайне редко), как перед вами отчетливо проступают отталкивающе карикатурные черты человека: по глазам навыкате, усам и общему облику в нем узнается Петр. Можно с уверенностью сказать, что двойственный портрет Митрофана и Петра I сохранился благодаря тому, что никто не догадывался о секрете. Его обнаружили только в конце ХХ века: исследователи не видели греха в том, чтобы во время работы осматривать икону со всех сторон.

Большинство старинных картин-перевертышей имели сатирическое содержание. Те, против кого они были направлены, старались уничтожить обличительные изображения, поэтому неудивительно, что до нас дошли лишь единичные образцы.

По материалам журнала «Наука и жизнь», автор публикации: А.Калинин

иллюзии Перевертыши

Лощадь и лягушка
Портрет Маргарет Тэтчер
Сноубордист и носатая ведьма
Симметричная девушка
Ворона и рыбак
Реклама чего?
Солдат и лошадь
Странный портрет
Жена на работе и дома
Жутковатый мужчина
Бесконечная дорога
Грустный слон или Хозяйка джунглей
Гимназист и судья
Лицо женщины или...
Перевертыш
Портрет старика и молодой женщины
Медсестра и старуха
Немецкий кайзер и бульдог
Злой мужик и циклоп
Фламинго или слон?
Злой фокусник
До и после получки
Поднос с бокалами
Турецкий паша и морской капитан
Распутин и Сталин
Студент и профессор
Епископ и боцман
Мужчина и мальчик
Многоликие
Авраам Линкольн
Невозможные собаки перевертыши
Дед Мороз или Баба Яга?
Лягушка
Красавица
Листовертни
Гриб и печальная физиономия
Варвар и монстр
Расстрел
Конкорд
Утопленник
Ноты-головоломки: Застольная мелодия для двоих
Звери-перевертыши
С днем рождения
Тетка из бухгалтерии и бородатый мужик
Печальная вдова и толстый король
Комикс-перевертыш из серии Маленькая леди Лавкинс и старик Мафару
Смурной и радостный
Комикс  (приключения Вербика)
Две личности
Учить

Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца. Перевертыш - одна из самых красивых и забавных оптических иллюзий.

Новые иллюзии

Странные старушки
Объявление для утопающих
Двое!
Необычный памятник "Освобождение"
Необычная спальня
Европа из космоса в новогоднюю ночь
Крабий камуфляж
Шоколадка
103 987 зубочисток и 36 лет работы
Друзья Робинзона
Журнал Playboy для слепых
Лунная радуга
А вы как работаете?
Серфинг с животными
Кошачья тень
Дружба, а может и любовь
Полиция России и Испании! Уловили разницу?
Стерео-семейка
Blossom and Decay
Водопад Виктория и круговая радуга
Сколько сов?
Большие уши
Мягкая посадочка
На Гавайях серфинг включен в школьную программу
Нью-Йорк. Наводнение. Метро.
Вулкан Эйяфьятлайокудль
Битва
Цветок или сладкие губки?
Городская библиотека в Штутгарде
Сладкая парочка
"Очарование морей" - самый крупный круизный лайнер в мире
Жуткий типчик
Долина Маринера: Большой каньон на Марсе
Angry Birds - они существуют в реальности
Парк Кейкенхоф  недалеко от Амстердама
Ретро
Земля, вода и воздух
Лицо ангела
Био-процессор
Развитие
Матрешкин парадокс
Линзовидные облака
Изобретение очкарика
Чудовищно яркий болид
Иллюзия Эббингаузена (Ebbinghaus)
Маска любви
Монастыри Метеоры. Фессалия. Греция
Корабль любви
И снова бабушки. Поражает!
Место для подумать