Вадим Ли

Черный куб

Работа, которую отклоняют по "политическим причинам" в странах Европы.

Автор, немецкий художник Грегор Шнайдер вдохновился идеей культурного диалога между исламом и христианством, и подготовил к 51-му Венецианскому бьеннале алюминиевую копию Каабы. Свой вариант знаменитой постройки он собирался поставить на площади Св. Марка. Но… от своей идеи вынужден был отказаться. По мнению художника работа была отклонена по "политическим причинам", "вопреки пожеланиям кураторов".

В угоду политкорректности он пошел на принципиальные уступки, и вместо Каабы он согласился назвать свой проект "абстрактный куб". Однако и это не помогло. "Абстрактный куб" остался только в планах художника. Организаторы биеннале признались: власти Венеции отказались от проекта, так как "боялись, что это могло оскорбить религиозные чувства исламского сообщества и блокировать обзор части площади". Решение города поддержало министерство культуры в Риме.

В том же году Шнайдер был приглашён со своим "Кааба-кубом" в Берлин, в тамошний музей современного искусства. Художник переименовал свою работу в "Cube Berlin 2006", но и здесь его куб оказался не достаточно политкорректным. Берлинская причина отказа та же, что и в Венеции: боязнь оскорбить чувства мусульман, которых в Германии живёт больше трёх миллионов.

И вот в этом году новая/старая скульптура "Гамбургский Куб 2007" как продолжение идеи "Черного квадрата" украсил одну из площадей Гамбурга. Хубертусу Гасснеру — директору местного музея искусств и куратору выставки "Чёрный квадрат. Чествование Малевича", удалось побороть опасения относительно "оскорбления мусульман Европы", и, в контексте выставки, посвященной Казимиру Малевичу, создать в городе грандиозную черно-белую композицию: квадратное белое здание музея и "Черный куб" Грегора Шнайдера.

Нажмите на рисунок, чтобы увеличить его.