Dmitry

Дефект зеркального восприятия

Вот простой тест на запоминание: помните ли вы, в какую сторону развёрнуты плечи Мона Лизы на картине Леонардо, и какую руку она положила поверх другой? Профиль Джорджа Вашингтона на двадцати пяти центовой монете повернут влево или вправо? Статуя Свободы держит книгу в правой или в левой руке? Попытайтесь…

Вот простой тест на запоминание: помните ли вы, в какую сторону развёрнуты плечи Мона Лизы на картине Леонардо, и какую руку она положила поверх другой?

Профиль Джорджа Вашингтона на двадцати пяти центовой монете повернут влево или вправо? Статуя Свободы держит книгу в правой или в левой руке? Попытайтесь сами вспомнить, прежде чем вы сверитесь с рисунком – ваша самоуверенность может быть повержена.

Эксперименты Ирвинга Бидермана и его коллег из Института Южной Калифорнии доказывают, что человеческая память «поражена» дефектом зеркального восприятия.

Память, в противоположность фотографическому изображению, сохраняет не совершенный образ того, что мы увидели. Визуальное запоминание проявляется даже тогда, когда образ перемещён в пространстве или зеркально развернут.

Итак, наша память о визуальном образе абстрактна и ей нипочём перемещение образа или его симметричное расположение.

Наша визуальная память нечувствительна к смене направления. Вам знакомы эти изображения? Вероятно, вы впервые видите их в таком виде – зеркально развёрнутыми.

Вкратце: когда образ становится нам знакомым, память часто ошибается с определением его расположения в пространстве.

Когда мы снова видим его, мы затрудняемся сказать, видим ли мы оригинал или его зеркальное отображение. Это зеркальное обобщение не имеет ничего общего с ограничением восприятия. В сетчатке глаза зеркальные изображения, такие как левый и правый профили Мона Лизы, различаются.

Наша зрительная система способна на гораздо лучшее различение объектов, такое как определение различий между двумя лицами, видимыми под одним и тем же углом. Если мы путаем зеркальные изображения, это не потому, что мы не видим различий.

Скорее, причина этих ошибок в том, что наша зрительная система группирует несколько образов под одним ярлыком. Левое и правое направление одного и того же образа определяется как один и тот же объект.

Никонов Владимир Олегович

перевод из книги «Reading in the brain»
французского автора Stanislas Dehaene.