Dmitry

Иллюзии на флоте

Прямо не верится, что военные корабли могли выглядеть так. Кажется, что их раскрасили клоуны, отставшие от бродячего цирка. Полная асимметрия, полоски и клетки. Неожиданные диагонали и разные яркие цвета. Но оказывается, что без малого 100 лет назад суда маскировали именно таким образом.

Боевые корабли маскировались ослепительной живописью

Иллюзии на флоте: Рис.1 Прямо не верится, что военные корабли могли выглядеть так. Кажется, что их раскрасили клоуны, отставшие от бродячего цирка. Полная асимметрия, полоски и клетки. Неожиданные диагонали и разные яркие цвета. Но оказывается, что без малого 100 лет назад суда маскировали именно таким образом.

Во время Первой Мировой англичане и американцы, да и французы тоже оказались перед серьёзной угрозой немецких подводных лодок, которые с завидным успехом разрушали и топили корабли союзников.

Все попытки замаскировать суда в море терпели неудачу, поскольку приспособить тот или иной камуфляж к постоянно изменяющимся воде и небу не удавалось. Любое сочетание цветов, скрывавшее в одной ситуации, выдавало с головой в других.

И тогда британский художник и офицер военно-морского флота Норман Вилкинсон (Norman Wilkinson) изобрёл новую схему маскировки, которая была основана на модных направлениях изобразительного искусства того времени, прежде всего — кубизме.

Иллюзии на флоте: Рис.2

Автор идеи "ослепляющей раскраски" Норман Вилкинсон

Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно — "разбивать" корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и так далее.

Идея была взята на вооружение. Британцы назвали инновационную технику маскировки "ослепляющей раскраской" ("Dazzle Painting"), а американцы — "суматохой" или "кутерьмой" (Razzle Dazzle). И это сработало.

Иллюзии на флоте: Рис.3

Впечатляющий снимок. Американское торговое судно USS Mahomet

Дело в том, что немецкие подводники должны были находить противника визуально и целились не в само судно — оно ведь двигалось — а старались отправить торпеду в то место, где корабль окажется в момент прибытия снаряда. Слишком ранний или поздний пуск обозначали промах.

Иллюзии на флоте: Рис.4

Моряки пытаются разглядеть, что это там такое. Где у виднеющегося вдали судна нос, действительно непонятно

Соответственно, капитану подлодки было необходимо с максимальной точностью определить курс и скорость цели, но по тому, что он видел в перископ, было трудно даже понять, где у этого судна нос, сколько этих носов, и что это вообще такое.

Силуэт просто расплывался. Судно могло казаться меньше, чем на самом деле, частично сливалось с водой, "соединялось" с небом и так далее. Короче говоря – чёрт знает что.

Иллюзии на флоте: Рис.5

Тип стандартной раскраски корабля за номером 24. Это одно и то же судно, только с разных сторон

Следует отметить, что для разработки дизайна камуфляжа были привлечены настоящие художники. Поначалу почти у каждого судна был собственный отличительный "кубический" окрас, причём нередко рисунки на разных бортах сильно отличались.

В дальнейшем, по ходу войны, были выработаны стандартные типы и виды художественной маскировки, причём абстрактную окраску стали получать не только военные, но и пассажирские суда.

Иллюзии на флоте: Рис.6

Цветных фотографий нет, но сохранились эскизы. Представляете, как судно "War Clover" выглядело в действительности?

К величайшему сожалению, не сохранилось цветных фотографий тогдашних кораблей, а ведь они не были "зебрами" — их маскировали в разные, и порой очень яркие цвета. Говорят, в море конвой из этих "судов-попугаев" выглядел просто ошеломительно.

С окончанием Первой Мировой войны завершилось и массовое использование "ослепляющей живописи" на флоте. На то было несколько причин.

Так, появилась эффективная авиация — с воздуха раскрашенные корабли были очень хорошо заметны. Кроме того, самим морякам никогда особо не нравилась покраска их судов таким "невоенным способом".

Иллюзии на флоте: Рис.7

Корабль SS Melita — хоть сейчас в музей Маяковского

ВМС США, как и англичане, пытались вернуться к "суматохе" в конце Второй Мировой — после того, как уничтожили японскую авиацию. И действительно защищали "живописью" свои суда от вражеских субмарин.

Однако третьего пришествия не случилось — усовершенствованные радары, сонары и другая техника, в конечном счёте, устранили необходимость в визуальном обнаружении целей.

Иллюзии на флоте: Рис.8

Пассажирское судно Mauretania. Цветное изображение взято с рекламного плаката тех лет — яркий был кораблик

Хотя кое-какие, не такие броски и яркие тогдашние наработки сохранились в новых кораблях-невидимках.

Иллюзии на флоте: Рис.9 В приснопамятном фильме, поставленном по игре Street Fighter, главные герои пытаются приплыть в логово подлого злодея на чёрном катере, оснащённом технологией Stealth. Видимо, кого-то в Швеции это вдохновило. Во всяком случае, издание The Inquirer сообщает, что корабль-стелс уже существует.

Верить ли изданию The Inquirer, которое известно своим, так сказать, весёлым нравом? Никаких оснований не верить нет, просто потому, что компания Kockums, подразделение немецкой группы компаний HDW, сама громогласно известила мир о спуске на воду "Судна номер два" — боевого корабля-невидимки класса Visby. Причём объявила довольно давно — в середине июня 2003 года.

Забавно, что форма палубы корабля-невидимки, такая, какой она представлена на опубликованной на сайте Kockums и в The Inquirer фотографии, до боли напоминает и форму самолёта F-117A, и — тот самый корабль-стелс, на котором лихо гоняли герой Жан-Клода Ван Дамма и его "боевая подруга"...

Форма корпуса, на самом деле — ключевой момент. Суть технологии — в отсутствии в конструкции прямых углов, что и обеспечивает самолёту (или кораблю) частичную невидимость. Правда, не от всяких радаров.

Важным фактором является материал, из которого изготовляется корпус судна. Как утверждают, ссылаясь на представителей шведской стороны, корреспонденты The Inquirer, корпус шведского боевого корабля-невидимки выполнен целиком из углеродного волокна.

В добавление к этому наличествуют гидрореактивные двигатели, и технологии подавления радарного и инфракрасного (теплового) излучения.

Корреспонденты The Inquirer сетуют, что им не удалось полюбоваться на оружие и систему связи.

Секрет-с.

Иллюзии на флоте: Рис.10

Шведский корабль-стелс во всей красе

При удачном стечении обстоятельств, первые корабли-невидимки поступят на вооружение армии США уже к 2005 году.

И вот тут обнаруживается довольно интересная диспозиция.

О спуске на воду корвета-невидимки Visby-2 было объявлено, как уже сказано, в середине июня.

А в середине июля Washington Times опубликовала заметку о том, что Пентагон подписал контракты с тремя известными фирмами — а именно Lockheed Martin, General Dynamics и Raytheon Corp., — на создание боевых кораблей-невидимок.

Иллюзии на флоте: Рис.11

Sea Shadow — подводная лодка-невидимка производства Lockheed Martin. Недаром с этой компанией заключили контракт о создании наводного корабля-стелса.

Контракты стоимостью в -10 миллионов каждый предусматривают, что строительство кораблей начнётся только в 2005 году, причём первые корабли будут спущены на воду в 2007 году.

Между тем, крупнейшая компания, занимающаяся строительством боевых кораблей, — Northop Grumman получила от ворот поворот.

Аналитики сочли это новаторским ходом — дескать, Пентагон ищет новых идей.

Однако, как выяснилось, в это же время Northop Grumman подписал свой контракт с компанией Kockums о получении лицензии на использование углеродно-волоконных материалов для строительства своих новых кораблей. При этом Kockums, как выясняется, опосредованно находится под контролем американской же компании Equity Group.

Все эти обстоятельства наводят на очень простое соображение: в США идёт нешуточная борьба за первенство в строительстве боевых кораблей-невидимок.

Факт, однако, что шведы такой корабль уже построили.

Источник: membrana.ru