Маринка Картинка

МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ СЕТИ: ТОНКОСТИ СВЯЗИ

Очередное исследование, проведенное в виртуальном пространстве, показало, сколь по-разному мужчины и женщины организуют сети своих социальных взаимодействий.

Массовое онлайн-общение, социальные сети и многопользовательские игры совершили небольшую революцию в социальных исследованиях. Прежде выявление различных связей человека было задачей долгой и сложной, нередко сам процесс менял набор и характер этих связей. Теперь все стало просто: достаточно проанализировать действия человека в дружеской, профессиональной сети или в среде геймеров. Данные стали легко поддаваться численной и статистической оценке.

Начавшийся в связи с этим бум исследований онлайн-сообществ смог не только открыть новые, но и подтвердить старые, вполне житейские закономерности. Примером такого исследования может служить работа венских ученых Майкла Сзелла (Michael Szell) и Стефана Тюрнера (Stefan Thurner), которым удалось выявить существенные различия в организации сетей социальных взаимодействий, которые используют мужчины и женщины.

Работа проведена в виртуальном пространстве многопользовательской онлайн-игры Pardus, насчитывающей более 300 тыс. постоянных игроков. Им предстает вымышленный мир с различными видами «солнечных систем» для исследования. Встречаясь друг с другом, игроки могут взаимодействовать и общаться, обмениваясь сообщениями, торгуя и в итоге помечая друг друга в качестве друга или врага, либо просто сражаясь. В любом случае, каждое действие игрока фиксируется в системе – что и требовалось исследователям.

У формирующейся таким путем сети взаимодействий есть и важное преимущество в сравнении с общением в рамках социальных сетей – таких, как Facebook. В данном случае игроки не могут ни увидеть сети взаимодействий друг друга, ни повлиять на них своим авторитетом или советом. Каждый действует по собственному усмотрению, и не появляются такие продукты стадного поведения, как «пользователи-десятитысячники» и другие перегруженные узлы сети.

В результате авторы выявили весьма важные различия в принципах, по которым строятся такие «сети общения» у мужчин и женщин. К примеру, с противоположным полом те и другие взаимодействуют совершенно разным образом. Мужчины легче и быстрее принимают от женщин предложения взаимной дружбы, чем женщины от них, и тратят больше времени на принятие решения об агрессии к ним – даже в ответ на проявленную с их стороны агрессию.

Кроме того, женщины менее склонны к рискованным действиям, что показало в среднем меньшее число сражений, которые они инициировали, и меньшая (игровая) смертность среди них. Женщины легче, чем мужчины, инициируют дружеские отношения друг с другом. Всего этого вполне можно было ожидать. Более интересным выглядит тот установленный авторами факт, что женщины в игре достигают большего благосостояния, нежели сильный пол. Возможно, происходит так из-за их склонности чаще инициировать экономические, торговые отношения, обмен, а не схватку и разрушения.

Конечно, вопрос о том, насколько применимы эти выводы к реальному миру, остается открытым. Во-первых, в онлайн-играх существует феномен «смены пола», при котором игрок выбирает персонажа другого пола. По статистике, к этому прибегают около 10% игроков – но Сзелл и Тюрнер уверены, что их результатов эта величина существенно не меняет.

Еще одна проблема состоит в том, что женщины вообще получают исключительно теплый прием и большой интерес в сообществах, где численно доминируют мужчины – в том числе и в этой игре. Влияние этого фактора ученые намерены исследовать более детально.

По публикации MIT Technology Review / Physics ArXiv Blog