Dmitry

Решетка Германна и контраст

Говорят, чтобы поверить, надо увидеть. Не всегда. В случае со зрительными иллюзиями "увидеть" - это почти наверняка обмануться.

Говорят, чтобы поверить, надо увидеть. Не всегда. В случае со зрительными иллюзиями "увидеть" - это почти наверняка обмануться.

В жизни часто бывает, что самое удивительное происходит с совершенно простыми на первый взгляд вещами. Взять хотя бы иллюзию, которую называют "решетка Германна (или Геринга)".

Все просто как пять пальцев: черные квадраты на белой бумаге. Но на пересечении белых линий появляются иллюзорные серые пятна, которые пульсируют, становясь то ярче, то темней. Вы смотрите десять секунд, тридцать. Квадраты повисают над бумагой. Минута, две. По краям квадратов появляется какое-то сияние. Десять минут. Вам кажется, вы сходите с ума. И откуда берутся серые пятна?

Восприятие этой иллюзии, как и всего, что мы видим, начинается, когда отраженный свет попадает в наш глаз и фокусируется на светочувствительных клетках (колбочках и палочках). Механизм обработки сигналов от этих клеток сложный и многоступенчатый. Обработка начинается уже на уровне сетчаки, в состав которой входит слой ганглиозных клеток, чувствительных к перепадам яркости. Дальше информация идет в высшие отделы коры головного мозга, где обрабатываются более сложные детали картинки, прежде всего выделение фигуры и фона. И наконец, к анализу поступивших сигналов подключаются логические суждения, наш жизненный опыт и культурные стереотипы.

Ряд подобных иллюзий на нашем сайте

Важней всего для нашего глаза информация о резких изменениях яркости. Именно по перепадам яркости мы распознаем все разнообразие контуров, фигур и цветовых оттенков. Каждая ганглиозная клетка суммирует сигналы, которые поступают от определенного участка сетчатки. Механизм суммации таков, что ганглиозная клетка "молчит", если на участке нет изменения яркости, и "кричит" при резком перепаде. Поэтому контрасты по яркости выделяются и подчеркиваются: белое, окруженное черным, кажется белее.

В решетке Германна белые линии соседствуют с большими массивами черного, оттого - по контрасту - кажутся еще белее. В местах же их пересечения в поле зрения ганглиозных клеток попадает гораздо меньше черного, и цвет этих участков воспринимается без изменений. Однако на фоне "супербелых" линий он кажется более "серым" - вот и разгадка фантомов.