Никонов Владимир

Спирограф

Лучшая обучающая игрушка мира 4 года подряд, с 1965 по 1969 год

Спирограф был изобретён британским инженером Дэнисом Фишером (Denys Fisher) (1918-2002) в 1962 году. Изобретение не помогло Дэнису продвинуться в своей работе, но оно настолько понравилось членам его семьи, что он решил выпустить его в качестве игрушки. Первые заказчики получили игрушку в 1965 году.

Спирограф был назван лучшей обучающей игрушкой мира 4 года подряд, с 1965 по 1969 год.

Стандартный спирограф представляет собой прямоугольную линейку (основной трафарет) с двумя рабочими зубчатыми отверстиями внутри. Отверстия имеют круглую форму и различный диаметр. В меньшем отверстии нарезано 96 зубчиков, в большем отверстии - 105 зубчиков.

К линейке прилагается несколько зубчатых колесиков, с дырочками внутри, и набор фигурных трафаретов, которые имеют правильную геометрическую форму (ромб, треугольник, квадрат, звезда, восьмигранник).

В полной комплектации есть также трафареты в виде фигурок рыб (дельфин, акула), бабочек, бантика, ёжика, котика, крестиков и трафарет-транспортир в виде круга.

Спирограф одна из самых высокоинтеллектуальных игр 20 века. Количество вычерчиваемых узоров исчисляется цифрой с четырьмя нулями. И ограничивается только фантазией и способностями самого человека.

У детей спирограф развивает воображение, фантазию, творческое и логическое мышление, способность к рисованию, моторику руки и координацию движения кисти. Улучшает характер почерка и увеличивает скорость письма. Учит моделированию цветов и пространственному мышлению. Совершенствует эстетические способности и повышает интеллект.

У взрослых спирограф поднимает жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Как следствие - уменьшается количество стрессов и мелких заболеваний. Может использоваться для различных видов оформительских и чертёжных работ.

Спирограф - это игра нового типа, моделирующая сам творческий процесс и создающая свой микроклимат. Физиолог X. Хогленд, обращая внимание на глубину и сложность интеллектуальных творческих игр, сказал: "Понимание атома - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры".

Немного математики

Гипотрохоид с параметрами R= 1,0, r= 0,6, d= 1,2.

Фигура, получаемая с помощью простейшего спирографа из двух кругов, когда маленький (радиуса r) с отверстием на расстоянии d от центра, вращается в большом (радиуса R), называется гипотрохоидой. Её формула в декартовых координатах:

Узоры, получаемые при помощи спирографа, напрямую зависят от количества зубчиков рабочих окружностей и подвижных колесиков.

Узоры, рисуемые квадратиками, звёздочками, бабочками и т.д., зависят от расстояния между зубчиками этих фигурок. Здесь вступает в силу такое понятие, как "квадратура круга".

Всю длину (по периметру) между зубчиками фигурки можно выразить через длину окружности. Например, в результате рисования квадратом и кругом, у которых периметр равен длине круга, получатся узоры с равным количеством заострений. Только узор, вычерченный кругом, будет с закруглёнными заострениями (лучами), а вычерченный квадратом - с ломанными, острыми.

Вы решили рисовать

Линейка с набором фигурок должна быть, именно, качественная - то есть, от хорошего производителя. Иначе вы рискуете потратить много сил и нервных клеток. Спирограф довольно высокоточный прибор. От точности изготовления его зубчиков и фигурок напрямую зависит получаемый рисунок и, конечно же, ваше настроение.

И так, у вас в руках хороший спирограф с набором фигурок. С чего же начать? Прежде всего, надо запастись набором ручек или карандашей. Лучше ручек. Фломастеры не годятся, так как будут размазывать рисунок на бумаге под колесиками спирографа. Бумагу желательно взять поплотнее, но можно рисовать и на обычной ксероксной.

Положите альбомный лист на ровную поверхность стола. Следите, чтобы под лист не попало никаких мелких предметов, песчинок, крошек, иначе они все проявятся на бумаге после рисования. Затем положите спирограф гладкой стороной на лист бумаги.

Выложите в рабочее зубчатое отверстие колесико или фигурку так, чтобы их зубчики вошли в зацепление с зубчиками рабочего отверстия. Вставьте ручку в одну из дырочек колесика или фигурки и, не спеша, покатите их по зубчатой окружности. При этом основной трафарет слегка прижимайте к бумаге. Ручка начнёт рисовать узор. Через несколько оборотов по рабочей окружности ручка вернётся в первоначальную точку и узор замкнётся.

Поменяйте цвет шариковой ручки и дырочку и повторите снова круговые движения колесиком или фигуркой, как и в первый раз. Получили сверху другой узор.

Надо сказать, что если вы в первый раз рисуете спирографом, то все круговые движения по рабочей окружности производите плавно, потихоньку, не отрывая колесико или фигурку от зубчиков спирографа. Это всё равно, что в первый раз сесть на велосипед. Надо приложить долю терпения и старания, чтобы поехать на нём. Так же и здесь: десять минут тренировки, и вы уже быстро вращаете ручкой колесики по зубчикам рабочей окружности. А через полчаса - вы уже асы в этом деле.

Авторучку желательно держать за средину, вертикально, не наклоняя в сторону. Не надо ею сильно давить на бумагу. Работая в таком положении, кисть получает полную свободу движения.

Если ребёнку 3-4 годика, то для скорейшей адаптации и укрепления кисти руки надо начинать рисовать с центральных отверстий колесиков. А затем по спирали: от средины к краю зубчатых колесиков.

Фигурными трафаретками (квадратиками, звёздочками, рыбками, бабочками и т.д.) работать немного труднее, но зато и интереснее. Фигурки катятся прыжками, через несколько зубчиков по рабочей окружности спирографа.

Когда ребёнок начинает легко рисовать бабочками, бантиками, квадратиками, треугольниками, тогда появляется навык и, конечно - же, восторг и радость. А когда дети овладевают техникой движения по зубчатой окружности рыбками и ромбиком, тогда появляется мастерство и уверенность в своём творчестве.

Так, от простого к сложному, постепенно ребёнок развивает координацию движения кисти, моторику руки. Запоминает, какая фигурка, что рисует. А через день-другой выучит, какие узоры делает каждое отверстие на любом колесике или фигурке. Теперь уже можно приступать к комбинированию цветными ручками. Начинаем моделировать тёплые тона (красный, жёлтый, зелёный) с холодными (синий, голубой, фиолетовый). Ещё немного времени и появляются гармоничные узоры, и вы вместе с ребёнком овладеваете тайной цвета.

Вот тут то и настаёт время для получения пространственных рисунков. С помощью закрашивания ближнего или дальнего фона на узоре, создаются объёмные рисунки. Накладывая узор один на другой и рисунок на рисунок, получаются целые панорамы цветов. И вы всё дальше и дальше погружаетесь в ваш собственный мир фантазии…

Дополнение

Взрослые могут использовать спирограф по-своему…

Используемая литература:


Полезные ссылки: