Dmitry

Стереофотография (конвергентные стереопары)

Нам, стереофотографам, простой фотографии не хватает. Наши аппараты смотрят на мир двумя глазами. Мы фиксируем события в объёме. Сергей Елизаров делится своими секретами и работами.

Если вы можете делать глаза в кучу, то можете сразу посмотреть стереоскопические фотографии. Если нет, то сначала рекомендуем ознакомиться с техникой просмотра 3D-фотографий. Если есть желание продолжить знакомство со стереоизображениями, то добро пожаловать в нашу галерею стереоскопических иллюзий.

Стереофотография - изображение, на экране монитора или бумаге неких объектов, дающее представление об их расположении по отношению к зрителю и друг другу. Плоская фотография на даёт представления о дистанции между объектами. На этом пробеле основана вся макетная комбинированная съёмка в фильмах докомпьютерной эпохи.

Сергей Елизаров

Сергей Елизаров

Сергей Елизаров родился в Москве в 1967 году; вместе с женой воспитывает маленькую дочку. Закончил два ВУЗа, работал шефом-кондитером, инженером по эксплуатации кофе машин. Сейчас свободный детский фотограф. Занимается профессиональной стереофотосъемкой. Специально для нашего сайта поделился своими работами. Каждая картинка это конвергентная пара, где для каждого глаза предназначено своё изображение. Многие люди не могут научится смотреть такие картинки, но надеемся, что вы сможете. Для любознательных - Техника съемки конвергентных стереопар.

Нам, стереофотографам, простой фотографии не хватает. Наши аппараты смотрят на мир двумя глазами. Мы фиксируем события в объёме.

Приведем небольшой урок, чтобы научить вас смотреть конвергентные стереопары.

Как научиться смотреть конвергентные стереопары?

У достаточно большой группы людей, узнавших о существовании стереофотографии в зрелом возрасте, возникают серьёзные затруднения при просмотре конвергентов. Помучившись 10-15 минут и огорчась о того, что глаза "не слушаются" многие отступают, тем самым лишая себя удовольствия увидеть полноценную объёмную фотографию. Отчасти сложность возникает из-за неразвитости "рабочего хода" хрусталиков глаз, которые отвечают за наводку на резкость. От того, что весьма продолжительное время в течение дня мы проводим у экрана компьютера или за чтением, нашим глазам приходится наводить резкость на предметы, которые расположены в интервале 0.3 - 0.7 метров. Поэтому мышцы, изменяющие кривизну хрусталика, работают вяло и постепенно глаза утрачивают способность к быстрой наводке резкости.

Вторая причина сложности просмотра конвергентов связана с наличием зрительной привычки мозга, которая формировалась на протяжении всей жизни. Дело в том, что наш мозг хранит некую таблицу параметров, которая связывает угол между зрительными осями глаз и радиусом кривизны хрусталика. Когда мы смотрим на предметы ландшафта, расположенные у горизонта, оси глаз практически параллельны (угол между ними близок к нулю). Рассматривая близко расположенный предмет, находящийся на расстоянии 25 см., мы сводим зрительные оси глаз под углом около 15-ти градусов. Наш мозг сформировал некую условную таблицу, где каждому возможному значению угла соответствует определённое усилие мышцы хрусталика глаза, при котором обеспечивается резкое изображение предмета, на который "нацелен" взгляд. Чтобы увидеть конвергент необходимо вырваться из жёстких рамок привычной таблицы, так как нужное сочетание усилия мышцы хрусталика и угла между осями, в повседневной жизни, не используется.

фото 1

фото 1. Теперь заставим мышцы хрусталиков обоих глаз активно работать, попеременно наводя резкость то на карандаш… - вид часов будет раздвоенным

фото 2

фото 2. …то на предмет – двоится рука и карандаш

Проведём небольшую тренировку, которая поможет выйти за рамки привычной таблицы. Найдите удобный предмет, удалённый от вас на расстояние 3-4 метра. Возьмите в левую руку карандаш и расположите его перед собой на линии левый глаз – предмет, и на расстоянии от глаза примерно 25-30 см. так, чтобы карандаш можно было наблюдать резко. Теперь заставим мышцы хрусталиков обоих глаз активно работать, попеременно наводя резкость то на карандаш (фото 1 – вид часов будет раздвоенным), то на предмет (фото 2 – двоится рука и карандаш ). Этим упражнением мы тренируем левый глаз наводить резкость без изменения направления взгляда. Такое же упражнение надо выполнить и для правого глаза. Карандаш расположить на линии правый глаз - предмет. Это будет полезно для профилактики и лечения близорукости - дальнозоркости. Выполняйте тренировочные упражнения по 1-2 минуты для каждого глаза несколько раз в течении дня, чтобы "разработать" ваши глаза, после чего можно будет перейти к просмотру конвергентов при помощи маски.

фото 3

фото 3. как надо выкраивать маску

Этот способ был найден в немецкоязычных закромах интернета Дмитрием Бессмертным [3Dimka]. Чтобы изготовить маску вам понадобится картон или плотная бумага для черчения. Необходимо вырезать прямоугольную заготовку размером около 20х15 см. Точные размеры давать нет необходимости. Наша задача получить два картонных уголка, которые при помощи двух скрепок соединяются в перевёрнутую букву "П" (на фото 3 показано как надо выкраивать маску). Расположитесь у монитора на расстоянии около 1 метра. Маску держите в руке на расстоянии 25-30см. от себя, зазор около 4,5 см. Теперь необходимо отрегулировать зазор между "ножками" и расстояние от маски до глаз таким образом, чтобы правый глаз видел только левую половинку стереопары, а левый глаз только правую. Это удобно делать попеременно закрывая то один, то другой глаз. На фото 3 показано положение зрителя маски и монитора.

фото 4

фото 4. положение зрителя маски и монитора

фото 5

фото 5. Открыв оба глаза и наведя резкость на монитор вы увидите примерно такую картинку

Теперь наведите резкость на маску (для удобства напишите на ней что-нибудь). Две резкие до этого половинки стереопары "сойдутся" в одну нерезкую (примерно так, как это изображено на фото 5). Сейчас "точка внимания" на маске.

фото 6

фото 6. Глаза некоторое время будут адаптироваться к непривычной ситуации и постепенно картинка будет приобретать резкие очертания, а маска станет расплывчатой

Аккуратно переместите внимание на центр нерезкой стереофотографии в зазоре маски. Глаза некоторое время будут адаптироваться к непривычной ситуации и постепенно картинка будет приобретать резкие очертания, а маска станет расплывчатой (фото 6) после чего вы сможете наблюдать ярко выраженный стереоэффект. Возможно, с непривычки ваш взгляд будет "проваливаться" к положению показанному на фото 4, однако, с течением времени, вы научитесь видеть конвергенты и перемещать "точку внимания" по всей фотографии без потери резкости и напряжения для «удержания» резкого внимания на фотографии. В дальнейшем, ваш мозг занесёт в свою таблицу новое сочетание угла осей глаз и усилия мышц хрусталика, после чего необходимость в маске отпадёт.

При помощи маски выполняйте вышеописанные инструкции для освоения метода просмотра стереопар на экране монитора. Тренируйте свои глаза и вы обязательно увидите стерео конвергенты.

Конвергентный песик

Конвергентный песик

Теперь вы полностью готовы, чтобы посмотреть работы Сергея

Нажмите на рисунок, чтобы увеличить его.