Dmitry

Почему люди работают на Дядю, а не сами на себя?

«Забавно получать награду в 80–летнем возрасте за работу, которую выполнил в 20», — сказал Рональд Коуз в нобелевской лекции. Гениальная в своей простоте статья «Природа фирмы», опубликованная в 1937 году, изначально прошла незамеченной, и лишь благодаря счастливому случаю экономисты обратили на неё внимание гораздо позднее.

1991 год. Рональд Коуз «Почему люди работают на контору, а не сами по себе»

«Забавно получать награду в 80–летнем возрасте за работу, которую выполнил в 20», — сказал Рональд Коуз в нобелевской лекции. Гениальная в своей простоте статья «Природа фирмы», опубликованная в 1937 году, изначально прошла незамеченной, и лишь благодаря счастливому случаю экономисты обратили на неё внимание в начале 1960–х.

Рональд Коуз

Рональд Коуз

Коуз задался вопросом: почему, собственно, на свете существуют фирмы? Почему экономика не может существовать в виде сплошного рынка? Причину этого Коуз видит в том, что деятельность рынка требует высоких транзакционных издержек, возникающих из–за использования ценового механизма. Если бы экономика состояла исключительно из индивидуальных независимых агентов, процесс продвижения продукта по производственной цепи сопровождался бы постоянными спорами о цене, заключением контрактов и контролем за их исполнением. Многие виды сделок дешевле производить внутри фирм, не прибегая к посредничеству рынка.

Возникает второй вопрос: если это так выгодно, то почему весь рынок не превратится в одну гигантскую фирму? Коуз объяснял и это: координация экономической деятельности с помощью приказов из единого центра также сопряжена с немалыми издержками, и эти издержки бюрократического контроля лавинообразно нарастают при увеличении размеров организации. Статья Коуза произвела настоящий переворот в научной картине мира экономистов, породив целое новое направление — неоинституционализм.

Если развивать эту тему, то вот простые аналогии из сказок:

Дюймовочка: отказ от партнёрства с влиятельным предпринимателем не гарантирует полный провал, а даже наоборот

Колобок: обманывать потребителей можно ровно до того момента, пока тебе не попадётся мошенник

Репка: Даже минимальный вклад одного участника в общее дело может значительно повлиять на результат

Золушка: Мелкая потеря может обернуться крупным приобретением

Емеля: прокрастинация может быть плодотворной