Dmitry

Про осетровых рыб их историю и черную икру

Сегодня я расскажу тебе про осетровых рыб и их историю. Большинство из нас знает о рыбе почти ничего. Есть куча стандартной речной рыбы, которую мы все ловили и которой хвастались на фотографиях. Есть чуть более экзотический лосось, где–то далеко плавают огромные киты или опасные акулы.

Большинство из нас знает о рыбе почти ничего. Есть куча стандартной речной рыбы, которую мы все ловили и которой хвастались на фотографиях. Есть чуть более экзотический лосось, где–то далеко плавают огромные киты или опасные акулы.

Немного в стороне от всего этого стоят осетровые рыбы. Осетровые — один из самых древних видов на Земле, им около двухсот миллионов лет. Эти красавцы появились на планете еще до динозавров и волосатых обезьян, ставших в последствии лысыми, придумавшими колесо, интернет и крем от загара. Возможно, что они пережили бы нас всех, если бы не человеческая любовь к черной икре.

Всего есть около семнадцати различных видов осетровых, из них я бы выделил четыре основных: осетр, стерлядь, севрюга и белуга (та самая, которая якобы громко ревет, но на самом деле нет).

Осетр выглядит как–то так:

В естественных условиях (которых почти не осталось) живет порядка пятидесяти лет. В размножении привередлив, что панда из этогокомикса .

Так, на рыбных фермах (тут я чуток забегаю вперед) на одну самку приходится по три самца. И если ей никто не нравится, то она отказывается спариваться и продолжения рода не происходит.

Это Белуга.

 

Своим оскалом она немного напоминает морского динозавра, в отличие от которого она благоразумно осталась в воде и не попала под раздачу от гигантского астероида или пробудившихся вулканов.
Это самая огромная рыба из всех пресноводных. Белуга весила до полутора тонн и достигала длины в 4–5 метров.

Например, вот так выглядит чучело белуги в музее Татарстана. Раньше они жили по 120 лет (почти в два раза больше среднестатистического россиянина).

А вот так выглядит красавица, которую выловили в тридцатых и отправили в подарок Сталину.

По легенде, в ее животе нашли еще десяток более мелких рыбин. Но на деле с Белугой все плохо. Она находится на грани вымирания, и скорей всего будет полностью уничтожена в ближайшие двадцать лет.

Большая часть осетровых рыб водится в Каспийском море, также осетр плавает в сибирских реках и на Амуре. Отдельные виды в небольших количествах есть в немецких реках и Америке. Но львиная доля — это Каспий и впадающие в него реки.

В литературе часто упоминаются щуки, осетры, белуга (Huso huso), групер коралловый лосось (Plectropomus pessuliferus), гигантский групер (Epinephelus lanceolatus), североатлантический омар (Homarus americanus) и т. д. как имеющие пренебрежимое старение.

В 1990 году на Астраханских рыбных промыслах была поймана белуга весом около тонны. Она имела «рост» 4 метра 26 сантиметров. Одной икры в ней было около центнера. Ихтиологи определили возраст гигантской рыбины — около 70 лет. Она принадлежала к поколению «доплотинного» стада красной рыбы, которая раньше свободно отправлялась на нерест по Волге до реки Белая. Возможно, это последняя огромная белуга в волжских водах. Опытные специалисты сделали ее чучело для музея.


Вообще судьбу осетровых можно разделить на два периода: до и после признания черной икры изысканным деликатесом. Еще четыреста лет назад в Европе осетровые считались обычной рыбой, а икра — чем–то вроде требухи, которую отдавали на корм свиньям.

Но был такой предприимчивый парень по имени Маркус до Вогелар — голландский купец, перебравшийся в Москву в 1589 и начавший возить икру в Европу. Можно сказать, что с его подачи черная икра и стала изысканным деликатесом для европейской знати. 

Примерно с этого момента у осетра начались проблемы. Голландцы соперничали за право продавать икру с англичанами и делали на ней по +30–40% прибыли ежегодно, без регистрации и смс.

Вскоре очередной российский царь ввел монополию на добычу икры, которой тогда добывалось порядка 150 тонн в год. И все деньги от продажи стали уходить в казну. Следующие 400 лет икру добывали в еще более промышленных масштабах, и все так же возили в Европу.

На пару с русскими, икорной торговлей занимались и персы, контролирующие около 10% побережья Каспия. У них была разве что небольшая передышка после исламской революции в 1978 году. Икра считается харамом и ее добычу сразу же запретили. Но потом достали калькулятор, решили что за такие бабки не настолько это и харам, ну и продавать икру кяфирам все–таки можно.

Фишка икры в том, что ее мало, стоит она дорого и поэтому хорошо показывает статус знати. Соответственно, люди с деньгами готовы платить, просто чтобы подчеркнуть свой лайфстайл. У нас черная икра стоит 40–80 000 рублей за кило (в зависимости места покупки), за границей еще в несколько раз дороже.

Вот эта картинка показывает атмосферу, которая сопровождает икру в светской жизни: вечер, приятная компания, восхищенная девушка и обстановка, в которой все у всех хорошо, да и будет хорошо до конца спокойной и сытой жизни.

Если интересно почитать об истории икры подробней — есть крутая книжка "Caviar : A history of desire — by Peter G. Rebeiz"
https://www.caviarhouse–prunier.com/caviar–––a–history–of–desire–––by–peter–g––rebeiz–
Там есть погрешности с описанием истории икры в России, но здорово описывается ее потребление в Европе и история появления рыбных ферм (об этом чуть позже).

Если книжку читать долго/дорого — можно просто посмотреть инстаграм вот этих вот ребят, например:
https://www.instagram.com/calvisiuscaviarusa/

Это маленькое, но довольно правдивое окошко в мир потребления икры.

Но кроме мира потребления икры есть еще и мир природы, где икра достается из живой рыбы. Ко второй половине двадцатого века популяция осетра уменьшилась настолько, что пришлось вводить квоты на вылов. В 1989 году в СССР добывалось 1366 тонн черной икры. После распада СССР побережье Каспия оказалось под контролем уже пяти различных стран, у каждой из которых был свой интерес.

 Как результат, официальная добыча резко снизилась, контролировать все стало сложнее и браконьерство существенно выросло.

Сегодня большая часть осетровых находится в Красной книге и под угрозой исчезновения. Так произошло по нескольким причинам: неконтролируемый вылов десятилетиями, браконьеры (больше 80% российского рынка — браконьерская икра), перегороженные плотинами реки и загаженная отходами, удобрениями и нефтью вода этих рек и морей.

Только 1% мальков осетровых доживает до пятилетнего возраста, крайне редко попадаются действительно крупные рыбы. Уже 5 лет на Волге ученые не отмечают нерест белуги. Хотя теоретически, возможно где–то в Каспии еще плавает совсем старая белуга. Она родилась при царе, пережила все наши революции в глубинах моря. И умудрилась за все эти годы не попасться рыбакам. По крайней мере в ее существование хочется верить.
Но общий вывод печален: скорей всего, эти древние рыбы скоро вымрут окончательно.

В принципе, у популяции есть и шанс на спасение. В семидесятых появились первые аквакультуры, в которых разводят осетровых ради мяса и икры. Это что–то наподобие фермы, но только там разводят рыбу.

С одной стороны паршиво, что рыбу растят просто для того, чтобы ее убить. Но в одной Москве сегодня продается до 100 кило браконьерской черной икры ежедневно.

И если в конечном итоге фермерская икра окажется дешевле браконьерской, то у рыбы в природе есть маленький шанс на выживание. Я не очень верю в моральные качества людей, но верю что бабло может победить зло. Это единственное, на что и остается надеяться осетрам во всей этой истории.

Юридически ситуация выглядит следующим образом: у нас можно продавать черную икру, выращенную на фермах, нельзя — выловленную в реках и морях. Вот так вот например выглядит рыбная ферма в Северной Каролине.

Казалось бы, почему в России мало кто занимается этим бизнесом? Ведь себестоимость не очень высокая, а продавать можно за границу и в валюте. Проблема в том, что рыба начинает размножаться и давать икру только через 7+ лет роста. А для планирования бизнеса в российских реалиях — это слишком далекий горизонт.

Тем не менее фермы есть и у нас, я как раз и занимаюсь продажей ее черной икры (большую часть времени ищу контакты за границей, где можно продать икру в несколько раз дороже). 

Белуга не только самая крупная из осетровых, но и самая большая рыба из тех, которые ловятся в пресных водах. Известны случаи, когда попадались экземпляры до 9 метров длинной и массой до 2000 кг. Сегодня редко встречаются особи весом более 200 кг, слишком опасными стали переходы на нерест
В «Исследованиях о состоянии рыболовства в России», в 1861 году сообщалось о белуге, пойманной в 1827 году в низовьях Волги, которая весила 1,5 тонны.

11 мая 1922 года в Каспийском море, близ устья Волги, была поймана самка весом 1224 килограммов, при этом, 667 килограммов приходилось на ее туловище, 288 килограммов — на голову, и 146,5 килограммов — на икру (см. фото). Ещё раз самку такой же величины поймали в 1924 году в Каспийском море в районе Бирючьей косы, икры в ней было 246 килограммов, а общее число икринок составляло около 7,7 млн.

Немного восточнее, перед устьем Урала 3 мая 1926 года была поймана 75–летняя самка весом более 1 тонны и длиной 4,24 метра, в которой было 190 килограммов икры. В Национальном Музее Республики Татарстан в Казани представлено чучело белуги длиной 4,17 метра, добытой в низовьях Волги в начале XX века. Её вес при поимке составил около 1000 килограммов, возраст рыбы 60–70 лет.

В октябре 1891 года, когда ветер угнал воду из Таганрогского залива Азовского моря, проходивший обнажившимся берегом крестьянин, обнаружил в одной из луж белугу, потянувшую на 20 пудов (327 кг), из которых 3 пуда (49 кг) пришлось на икру.

А вот калуга — Huso dauricus. Царица Амура.

Максим Шведов