Dmitry

Почему айфоны делают в Китае?

Зачем производить товар в США, когда можно диверсифицировать бизнес в страны, где труд стоит копейки, а самим заниматься чисто продажей бренда и рекламой? Нобелевскую премию Пол Кругман получил за открытия годов: «новую теорию международной торговли» и «новую экономическую географию».

Продолжаем короткие рассказы о самых необычных экономических теориях, удостоенных нобелевских премий.

Пол Кругман

Пол Кругман

2008 год. Пол Кругман «Почему айфоны клепают в Китае»

Пол Кругман — самый популярный экономический колумнист США, обладающий даром «переводить сложные экономические понятия на обычный английский». Нобелевскую премию он получил за открытия годов: «новую теорию международной торговли» и «новую экономическую географию».

До него все думали, что главным двигателем торговли служат сравнительные преимущества стран в производстве тех или иных товаров — чем менее похожи страны, тем больше должен быть между ними товарообмен. Но после Второй мировой войны теория границы стали открываться и выяснилось, что это не так. Похожие страны начали активно торговать друг с другом, причём большая часть торговли приходилась на идентичные товары.

Кругман выдвинул теорию, объясняющую это через идею, высказанную ещё Адамом Смитом, — затраты на производство товаров могут быть снижены при больших объёмах производства. Теория Кругмана также объясняет причины урбанизации мировой экономики. Из–за «экономики масштаба» у производителей появляются стимулы концентрировать производство товара в ограниченном количестве географических точек — там, где спрос наиболее высок, а предложение труда и ресурсов особенно благоприятно. Это всегда те самые точки, где уже действуют другие производители. Поэтому географическая концентрация промышленности, единожды установившись, далее развивается автоматически.